Когнитивно-поведенческая терапия: основной метод лечения невротических расстройств - Про Невроз
Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Когнитивно-поведенческая терапия: основной метод лечения невротических расстройств

КПТ, CBT, когнитивно-поведенческая терапия

Чтобы не возникало путаницы, сразу поясню, что когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) — это одно и то же. Собственно, первый вариант есть всего лишь более полный перевод от англ. «cognitive behavioural therapy» (behavior — поведение). А называют так, как кому привычнее.  

Когнитивно-поведенческая терапия, что такое и как выглядит 

Наверное, каждый представляет, как выглядит сеанс гипноза или сеанс у психоаналитика. И как выглядит сеанс групповой психотерапии, тоже все видели в кино или по телевидению. Человек находится в трансе, находясь под контролем психотерапевта, либо лежит на кушетке, и рассказывает о своих ассоциациях и снах. Или сидит в кругу людей с проблемами и каждый рассказывает о наболевшем, а психотерапевт направляет нужным образом беседу. 

Прием у психотерапевта, исповедующего когнитивно-поведенческую терапию, проходит в форме активного собеседования — в ясном сознании, сидя друг напротив друга. Это довольно активный процесс, в результате которого я пытаюсь прийти со своим пациентом к определенным находкам. Мы выявляем сознательные и неосознанные причин невроза (негативные убеждения и установки — когниции). И, как следствие, стремимся к формированию тактики исправления симптомов, негативных переживаний и поведения. 

Например, если человек не может пользоваться метро из-за страха перед паническими атаками. Мы не только выявляем причины и механизмы страха, и не только разбираемся, как запускаются приступы. Но и создаем конкретную стратегию преодоления страха, контроля приступа. Планируем шаги на завтра, на последующие дни. Сначала в своего рода экспериментах, тренировках, а потом и в реальной жизни. И это шаги не только по контролю симптомов невроза. Но и по выявлению и контролю причин, вызвавших в жизни человека значительное нервное напряжение, тупик развития. В итоге – избавление от панических атак и фобии метро, и формирование эффективного, полезного, развивающего поведения в жизни человека.

«Домашние задания»

На сеансе мы создаем систему заданий. Определяем, то нужно делать до нашей следующей встречи. Как именно исследовать свои «когнитивные ошибки», их контролировать и исправлять, меняя свое настроение и поведение. Этот метод психотерапии правильно считать своего рода научением. Обучаемся контролировать свои негативные мысли, и их следствия — гнев, страхи, депрессию и зависимое поведение. 

Задания бывают различные: от ведения особых психотерапевтических дневников до выполнения пошаговых инструкций в пугающей ситуации, от тренировки внутреннего оптимистического диалога до применения релаксационных и дыхательных упражнений. 

Даже из этого вам стало ясно, что когнитивно-поведенческая психотерапия, это метод АКТИВНОГО поиска и исправления проблемы. Тогда как другие направления — недирективные, «пассивные». Поэтому сегодня, в мировой практике когнитивно-поведенческая терапия занимает лидирующие позиции. Она более краткосрочна. И она более эффективна. Она нацелена на результат. Вероятно, такой стиль психотерапии не каждому приглянется. Гораздо проще выглядит, когда ты приходишь на сеанс, и с тобой делают нечто, после чего ты выздоравливаешь. Но, как правило, это фантазия.   

О доказательности КПТ

Кстати, когнитивно-поведенческая терапия является единственным методом, направлением психотерапии вообще, эффективность которого научно доказана. Тогда как остальные методы, даже психоанализ (казалось метод с непререкаемым вековым авторитетом), не показывает достоверной эффективности. Да, клиент вылечивается от невроза, длительно, порой годами посещая психотерапевта-аналитика. С этим не поспоришь. И проблемы решаются. Но решаются, видимо, по другим причинам. А вот воздействие именно процесса лечения так и не доказано.

Критики психоанализа, гуманистических методов и гештальт-терапии считают, что невротические состояния могут проходить сами по себе. Еще влияет установка на излечение, мотивация желанием оправдать свои усилия, в том числе материальные. И, человек меняется со временем сам, находит в себе ресурсы. Я знаю только, что человек точно способен на многое. А глобальным научным исследованиям приходится доверять по определению. 

Когнитивно-поведенческая психотерапия легко интегрируется в психоанализ, транзактный анализ, гештальт и НЛП. Теория и практика КПТ не противоречит ведущим направлениям психотерапии, но становится крепким объединяющим стержнем анализа и всех применяемых методик. Поэтому я часто использую в своей работе элементы других направлений — например, логотерапию и транзактный анализ. Это очень помогает в работе.
Когнитивно-поведенческая психотерапия создавалась трудами великих ученых. Таких как Иван Петрович Павлов, Джон Уотсон, Беррес Скиннер, Альберт Бандура, Аарон Бек, Альберт Эллис

Теория когнитивно-поведенческой терапии

Теория современной КПТ строится на особом понимании происхождения всех реакций человека, его эмоций и поведения. Мы рассматриваем свои реакции, как результат срабатывания (подчас мгновенного, автоматического, выученного) стереотипных отношений, заученных убеждений, болезненных установок. Поскольку это относится к системе мышления, человеку самому очень трудно их поменять. Но, поменяв, он получает возможность для научения другим реакциям. Когниции — это «автоматические» мысли, которые являются реакцией на событие, психологически травмирующее человека.  

В процессе психотерапии, мы относимся к ситуациям и событиям по особому. Любая тяжелая ситуация, провоцирующая человека на негативные реакции, является таковой только из-за катастрофической оценки. Привычной для каждого конкретного человека. Катастрофические оценки и отношения заставляют реагировать на события обидой, виной, страхом, безнадежностью или злостью. Это мы и пытаемся изменить, и в этом нет ничего невозможного.  Наша задача — найти когнитивные ошибки и создать систему оптимистического рационального мышления и поведения.